Падающие снежинки

Физкультура

Всё о стопе
К сожалению, немало детей страдает плоскостопием. И нередко по вине родителей, не сумевших предупредить и вовремя распознать это неприятное заболевание.
Как известно, стопа наша состоит из мелких костей, соединенных связками и мышцами в упругий свод — своеобразную рессору, которая пружинит при ходьбе. Если мышцы и связки, поддерживающие стопу, перенапрягаются и слабеют, стопа как бы опускается, расплющивается. Это и есть плоскостопие. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине. Стопа — фундамент, опора нашего тела. И любое нарушение фундамента неминуемо отражается на «верхних этажах» — осанке ребенка, формировании всего его организма. Самая частая причина плоскостопия — неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать ноге — ее полноте, ширине, длине.
Везде: и дома, и в школе, и на улице — дети должны носить туфли и ботинки на жесткой подошве и обязательно с каблучком. Тапочки, «чешки», кеды, сандалии, необходимые для физкультуры и музыкальных занятий, нельзя носить постоянно, с утра до вечера. Узконосые туфли тоже не годятся детям. Скошенный внутренний край постоянно трет первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону, постепенно уходит под второй, и развивается плоскостопие.

Многие родители, придя на прием к ортопеду, настоятельно требуют выписать ребенку супинаторы — особые стельки, поддерживающие стопу в правильном положении. И бывают возмущены, когда врач им отказывает. Выписать супинаторы легче всего. Сегодня вы вложили их в туфли — стопа приподнялась, болезненные ощущения исчезли, все, казалось бы, хорошо. Но ведь супинаторы не исправляют плоскостопия. Нога ребенка, мышцы, связки, кости растут и развиваются своим чередом. Плоскостопие прогрессирует, и ничего не сделано для того, чтобы остановить его.
Многолетний, опыт и наблюдения показывают, что годами носить супинаторы не только бесполезно, во даже вредно: стопы выворачиваются, деформируются.
Чаще всего плоскостопие развивается у слабых, плохо развитых физически ребятишек. Поэтому для предупреждения его очень полезны занятия утренней гимнастикой, дальние прогулки, подвижные игры. Летом дайте малышу побегать босиком, особенно по неровной поверхности — это превосходная гимнастика для ног. Следите, чтобы он держался прямо, не горбился, не опускал голову. И, за походкой следите: не давайте раскачиваться, разводить в сторону носки, пусть ставит ступни параллельно.
В особо тяжелых случаях врачи назначают тепловые процедуры, ванны, грязи, парафин. Но основное (и самое верное!) средство лечения и профилактики плоскостопия — специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.
Вот несколько упражнений для малышей-дошкольников, у которых обнаружены первые признаки плоскостопия. Это веселые упражнения, напоминающие игру, и дети займутся ими с удовольствием. Делать такую гимнастику надо минут по 10 ежедневно, а еще лучше несколько раз в день в течение 6—9 месяцев.
  1. Зажав между ногами мячик, медленно идти по комнате, стараясь не уронить его.
  2. Сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше поднять ногами мяч.
  3. То левой, то правой ногой вращать на полу мяч.
  4. Вытянув вперед руки, поднять пальцами ног с пола носовой платок.
  5. Положите на пол щетку с длинной ручкой или палку. Малыш должен пройти по ней боком, на цыпочках, заложив руки за голову.
  6. Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши или пуговицы.
  7. Походить на носках и пятках.

Осанка вашего ребёнка
 
Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые:
  1. Мебель, не соответствует  возрасту, особенно  когда  ребенок долгое время проводит в вынужденной позе.
  2. Постоянное  придерживание  ребенка  при  ходьбе  за одну  и  туже руку.
  3. Привычка стоять с опорой на одну и туже ногу.
  4. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги
  5. Неправильная поза во время сна (когда ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком»). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения.
  6. Нарушения  осанки   чаще  развиваются   у ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические  упражнения для  качественного укрепления тех групп мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.
Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.
Многие родители, к сожалению, начинают приобщать ребёнка к физкультуре лишь тогда, когда врач обнаруживает у него значительное нарушение осанки, ухудшающую деятельность сердца, лёгких, других органов и систем организма.
А ведь этого можно избежать, если следить за тем, чтобы ребёнок обязательно делал утреннюю гимнастику, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, когда кушает, рисует т.д. Одним словом, достаточная двигательная активность - надёжная гарантия красивой и правильной осанки.
Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.
Красивую, правильную осанку помогают выработать общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук, спины, живота, шеи. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками.
Есть и специальные упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. Они достаточно просты, и ребёнок может выполнять их дома под контролем взрослых.
Упражнения у стены. Попросите ребёнка встать спиной к стене (без плинтуса) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь.
Пусть ребенок не меняет этого положения:
  • Сделает несколько шагов вперёд, в сторону, опять вернётся к стене и примет исходное положение;
  • Присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперёд, и вернётся в исходное положение;
  • Стоя у стены, поднимает руки вперёд, вверх, в стороны;
  • Поочерёдно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.
После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперёд, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребёнка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.
Упражнения на равновесие. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.
  • Стать поперёк гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. Перенести тяжесть тела вперёд на носки, затем назад на пятки;
  • Походить по палке  с мешочком на голове.
  • Упражнении, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
  • Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости. Стать прямо, ноги врозь:
  • Положить ладони на лопатки (локти вверху), развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга,
  • Сцепить кисти за спиной - правая рука сверху над лопатками, левая снизу под лопатками, поменять положения рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из рук в руки мелкие предметы.
  • Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:
  • Наклониться вправо и влево,
  • Повернуться в одну, затем в другую сторону,
  • Перенести палку над головой вперёд, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутки по одному упражнению из каждой группы.
Число повторений упражнений не должно превышать 6-8 раз. Постепенно нагрузка увеличивается за счёт повторения каждого упражнения до 10 - 15 раз.        

ПОМНИТЕ!
Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически!
Предупредить всегда легче, чем лечить!
На помощь в воспитании правильной осанки и профилактике плоскостопия, нам приходит гимнастика  -  специальные  тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитою чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.
Осанка ребенка

Осанка – это то, как мы ходим или сидим.

Правильная осанка и нормальное телосложение относятся к числу критериев, определяющих состояние здоровья. Неправильная осанка еще в детстве обусловливает развитие различных заболеваний, что влияет на моральное и психическое состояние человека. Дети с плохой осанкой во время ходьбы опускают голову, сутулятся. Походка у них тяжелая неуклюжая, сопровождающаяся плохой координацией работы рук и ног. Возникновению неправильной осанки способствуют такие вредные привычки, как сидеть с подвернутой ногой или закинутой за спинку стула рукой, стоять с отставленной в сторону ногой. При этом таз находится в наклонном положении, а позвоночник искривляется. Отрицательно влияет на осанку сидение за слишком низким или высоким столом. У детей, сидящих за высоким столом, развивается грудной сколиоз - одно плечо поднимается,а позвоночник в грудном отделе искривляется. Низкий стол вынуждает ребенка наклонять туловище, вследствие чего увеличивается изгиб позвоночника в грудном отделе.

Осанка не передается по наследству, ее формируют в семье, детских учреждениях, в быту и на работе.

В 80 % случаев сколиоз имеет невыясненное происхождение и называется идеопатическим. Известно лишь, что появляется и прогрессирует оно в раннем детстве во время усиленного роста тела. Причем у девочек такой сколиоз возникает чаще, чем у мальчиков.

Например, спровоцировать болезнь могут травмы позвоночника, миозит — воспалительное заболевание мышц. Пусковым механизмом нередко становятся плоскостопие, косоглазие, близорукость, ревматические заболевания, радикулит, плеврит, полиомиелит. Есть группа сколиозов, связанных с дистрофией мышц спины, поддерживающих позвоночный столб в вертикальном положении. Такая деформация позвоночника может быть следствием паралича или отсутствия физической нагрузки.

ПРОФИЛАКТИКА СКОЛИОЗА:

Очень важно изменение образа жизни, движений, труда и отдыха. Спать ребёнку следует на ровной жёсткой плоскости, исключив пружинные сетки, толстые матрацы, мягкие диванчики.

Родителям необходимо:

  * контролировать, как ребенок сидит и ходит,
  * правильно чередовать учёбу и отдых детей,
  * организовывать активный отдых,
  * создать удобное рабочее место для занятий дома,
  * проводить прогулки на свежем воздухе, занятия плаванием, ходьба на лыжах, игры с мячом.

Лучше позаботиться об этом сейчас,чем лечить потом!

ЗНАКИ ЗОДИАКА. СПОРТ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
 Гимнастические упражнения
ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?
 ВСЕМ ЛИ ДЕТЯМ ПОЛЕЗЕН СПОРТ (ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ)




 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

1. Мальчики и девочки – это 2 разных мира, а не просто дети.
2. Никогда не следует сравнивать девочек и мальчиков между собой, так как девочки созревают на 2 года раньше мальчиков и психологически их старше.

3. Помните, что мужские качества формируются только в мужской среде.

4. Не переусердствуйте, требуя от мальчикa аккуратности и тщательности выполнения заданий.

5. Давая мальчику задания, включайте элемент поиска, направленный на сообразительность. Не показывайте заранее ход выполнения задания, принципы решения.

6. С девочками до начала выполнения работы необходимо разобрать принципы выполнения задания. При этом важно приучать к самостоятельности.

7. Объясняя новый материал, мальчикам важно показать принципиальные особенности.

8. Не ругать мальчиков обидными словами в присутствии других мальчиков, помнить, что мальчики тревожны и эмоциональны не внешне, а внутри себя.

9. Мальчикам свои пожелания излагать ЧЁТКО, ТОЧНО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО.

10. Помнить, если девочки начинают капризничать, значит устали.

11. Мальчики истощаются интеллектуально быстрее, если не предоставляется вовремя выбора решения заданий.

12. Помнить, что главное не научить чему-либо, а создать такие условия, чтобы ребёнок захотел научиться сам, чтобы он имел интерес к познанию, к миру, к себе, к другим.


Чему может научиться Ваш ребёнок на физкультурных занятиях блока «Лёгкая атлетика»:

          Задачи блока “Легкая атлетика”    (средняя группа)
1.     Обучать технике бега на скорость.
2.     Обучать челночному бегу.
3.     Обучать перепрыгиванию.
4.     Обучать спрыгиванию.
5.     Обучать технике прыжка в длину с места.
6.     Обучать технике метания вдаль правой и левой рукой.
7.     Обучать технике метания в вертикальную и горизонтальную цель правой и левой рукой.
8.     Развивать физические качества: быстроту, скоростно - силовые качества, ловкость.
                                   Задачи блока “Легкая атлетика” (старшая группа)
1.       Обучать ходьбе перекатом с пятки на носок.
2.       Закреплять и совершенствовать технику бега на скорость.
3.       Закреплять и совершенствовать медленный бег.
4.       Обучать технике прыжка в длину с разбега.
5.       Обучать прыжкам через короткую скакалку.
6.       Обучать прыжкам через длинную скакалку .
7.       Обучать технике прыжка в высоту с разбега...
8.       Развивать физические качества: быстроту, выносливость, скоростно – силовые качества, ловкость.           
  Задачи блока “Легкая атлетика” (подготовительная группа)
1.         Обучать СБУ. (скоростно-беговые упражнения)
2.         Обучать технике высокого старта.
3.         Обучать подпрыгиванию.
4.         Обучать спрыгиванию.
5.         Совершенствовать технику прыжка в длину с места.
6.         Закреплять и совершенствовать технику прыжка в длину с разбега.
7.         Закреплять и совершенствовать технику прыжка в высоту с разбега.
8.         Совершенствовать технику метания предметов на дальность правой и левой рукой.




   ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА.
«Много снега, негде бегать
На дорожках тоже снег,
Вот ребятки вам лопатки
Поработаем для всех …»
Высокую двигательную активность создаётся за счёт достаточного и рационального использования оборудования и пособий для прогулок в зимнее время: санки, лыжи, вожжи- лошадки, клюшки, лопатки,
В  зимнее время  надо привлекать детей к посильному труду: строить  снежные постройки, подгребать   снег лопатками, расчищать  дорожки от снега.
Организовывать  с детьми и весёлое катание на санках. Во время, которых у детей пробуждается доброжелательные отношения друг к другу, чувство коллективизма и двигательная активность. Невозможно представить зимней прогулки без лыж. Ходьба на лыжах очень полезна т.к развивает ловкость и быстроту, благоприятно влияет на функции равновесия, улучшает работу органов дыхания и укрепляет дыхательную мускулатуру. Дети готовы кататься непрерывно, затрачивая много энергии не замечая утомления.
А сколько эмоций и здоровья приносят детям проведение подвижных игр на прогулке в зимнее время. Дети строят снежные крепости, а затем воспитатель предлагает интересную и активную игру « Защита снежной крепости», во время которой дети активно двигаются, бегают, метают снежки с задорными криками « Ура!» Воспитатели организуя прогулки зимой учат детей активно действовать: бегать с вертушками, бросать снежки, ходить по снежным лабиринтам, след в след и быть «следопытами» и другие игры. Поэтому коллектив ДОУ серьёзно относится к организации прогулок в зимний период времени, зная, что очень ценно использовать этот период времени для закаливания детского организма.